Интервью председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Натальи Стадченко «МК» на тему: «Что можно получить по полису ОМС в 2019 году»
Контакт-центр ТФОМС
8(800)30-200-40
Новости
20 Марта 2019

Интервью председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Натальи Стадченко «МК» на тему: «Что можно получить по полису ОМС в 2019 году»

Интервью председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Натальи Стадченко «МК» на тему: «Что можно получить по полису ОМС в 2019 году» Программа ОМС с 2019 года расширена и  на ее реализацию дополнительнo выделено 198 миллиардов рублей. А значит, обладатели полисов ОМС, могут надеяться на увеличение спектра медицинских услуг в поликлиниках и  в больницах. Об этом подробнее в интервью «МК» рассказала глава Федерального Фонда ОМС Наталья Стадченко.
Наталья Николаевна, что конкретно нового получат пациенты от увеличения финансирования системы ОМС?

– Финансирование программы выросло, а значит, теперь больше пациентов могут получать дорогостоящие виды медицинской помощи бесплатно. Например, в программе госгарантий на 2019 год заложены новации, направленные на развитие онкологической помощи. Впервые в рамках базовой программы ОМС установлен норматив объема медицинской помощи по профилю онкология в условиях круглосуточного и дневного стационара. Не секрет, что когда у медучреждения не хватает денег, то ради экономии для проведения процедур использовались более дешевые и иногда не совсем эффективные препараты. Но деньги, которые выделены в этом году всем регионам, должны полностью решить вопрос терапии современными лекарствами. Кроме того, сокращаются максимально допустимые сроки ожидания плановых обследований для людей с раковыми заболеваниями. В частности на МРТ, КТ, ангиографию – предельный срок ожидания составит 14 дней, вместо 30 в 2018 году. Лечение также должно начинаться в течение двух недель после постановки диагноза.

Как ФОМС сможет проконтролировать, что пациентам с онкодиагнозами назначают действительно правильное лечение?

– Пациенту не надо самому разбираться в медицинских тонкостях, его интересы защищает страховая компания. Наша задача заключается в том, чтобы обеспечить и проконтролировать правильность и качество лечения. После установления онкологического диагноза пациента будут заносить в специальный реестр счета онкологического больного и страховые медицинские организации получат возможность отследить путь больного от момента подозрения на заболевание до прохождения всех этапов лечения: проверить сроки назначенных диагностических исследований, правильность постановки диагноза, выбранную тактику ведения пациента с учетом стадии заболевания, схему назначенной химиотерапии, интервалы ее проведения, адекватность назначаемой лекарственной терапии.

Благодаря этому реестру, контроль будет идти не только по жалобам и обращениям, а и в плановом порядке, ежемесячно. Выявление нарушений на ранней стадии оказания медпомощи онкологическим больным позволит минимизировать риск усугубления состояния больного.

Пациентам полезно и самим знать свои права и о нарушениях сигнализировать страховым представителям. Так, если медицинские организации пытаются изменить график химиотерапии (например, из-за выходных и праздничных дней), перенести процедуру, нужно сообщить об этом нарушении страховому представителю. Недопустимы просьбы со стороны медицинских работников, оплатить тот или иной препарат за счет средств пациента. Все лекарства и поддерживающая терапия предоставляются по полису ОМС бесплатно.

Поэтому мы призываем пациентов не бояться обращаться к страховым представителям за решением любых проблем, возникающих в ходе оказания им медицинской помощи. Но, если права пациента нарушаются, то лучше об этом сообщить немедленно.

С этого года началась масштабная работа страхового представителя с пациентами, имеющими онкологические заболевания. Задачи страховых представителей – информирование пациента о назначенном предполагаемом курсе лечения, о правах, которыми он обладает, и, конечно, психологическая подготовка пациентов к новым этапам лечения.

А что в этом году будет нового в оказании высокотехнологичной медицинской помощи?

– Уже на протяжении нескольких лет постепенно переводятся затратные методы высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу ОМС. С этого года базовая программа обязательного медицинского страхования пополнилась двумя новыми видами ВМП. В нее вошли стентирование коронарных артерий и эндопротезирование тазобедренных суставов. Это не означает, что помощь становится менее дорогой, она становится более доступной.

В здравоохранении взят курс на профилактику заболеваний. Как это отразится на пациентах?

– С 2019 года существенно расширяется профилактическая составляющая: не только диспансеризация раз в три года, но и ежегодные профилактические осмотры.

Не секрет, что россияне скептически относятся к различным профилактическим мероприятиям. Как это изменить?

– Только постоянной просветительской работой, напоминая и убеждая. Работа со стороны страховых представителей по информированию пациентов о профилактических мероприятиях продолжится. Застрахованным лицам рассылаются почтовые уведомления, смс-сообщения, электронные письма, либо проводится оповещение по телефону. В некоторых регионах представители страховых медицинских организаций осуществляют даже обход населения.

В 2019 году планируется проинформировать о праве прохождения ежегодных профилактических осмотров - 44,4% взрослого застрахованного населения (старше 18 лет), в 2020 году – 48,6%, к 2021 году информированием должны быть охвачены не менее 66,2% взрослого населения страны.

О страховых представителях много сегодня говорится, но функция защиты прав застрахованных всегда лежала на страховых компаниях. Что нового принесет институт страховых представителей в систему в 2019 году?

– Роль страховых медицинских организаций в защите прав и законных интересов пациентов значительно возрастает. Уже сегодня много делается по созданию пациентоориентированной модели здравоохранения.

С января 2019 года в России стартовал федеральный проект «Развитие первичной медико-санитарной помощи», рассчитанный до 2024 года. Главная его задача – создание системы управления качеством оказания медицинской помощи и сопровождения пациента в процессе лечения, включая защиту его прав.

Один из основных показателей развития проекта – доля медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в рамках ОМС, на базе которых станут функционировать каналы обратной связи застрахованных со страховыми представителями. В 2019 году доля медицинских организаций, имеющих подобный канал связи должна составить 30,7% по всей России, в 2020 году – 47,8%, к 2024 году -почти 73% медицинских организаций первичного звена. Задача страховых представителей – обеспечить возможность россиянам получить немедленную консультацию и помощь по любым вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи на всех ее этапах .

Все крупные страховые медицинские компании уже имеют круглосуточные колл-центры, до которых можно дозвониться в течение 20 секунд и получить ответ на любой вопрос.

Кроме того, началась масштабная работа по урегулированию конфликтов между пациентами и медицинскими организациями в максимально короткие сроки. В регионах Российской Федерации на территориях медицинских организаций будут открыты офисы страховой медицинской организации по защите прав застрахованных лиц. В 2019 году для этого будет разработана нормативная база и поставлены конкретные задачи. В 2020 году, на первом этапе этого проекта подобные офисы будут открыты в 36 регионах России, в 2021г. – в 48 регионах, а к 2024 году во всех субъектах РФ.

Наталья Николаевна, но как быть, например, если, пациента никто не информирует о необходимости прохождения диспансеризации, а многие даже не знают, где найти своего страхового представителя?

– Номер страховой медицинской организации указан на каждом полисе ОМС. Если страховая компания не информировала, это означает только одно – в базе данных не актуализированы контакты застрахованного лица. Рекомендую пациентам связаться со своей страховой компанией и предоставить актуальные контактные данные. В случае, если застрахованный гражданин не удовлетворен качеством работы своей страховой медицинской организации, он имеет право на ее замену один раз в год до 1 ноября.

С перечнем страховых медицинских организаций и их деятельностью можно ознакомиться на сайтах страховых медицинских организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации.

  

 
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Министерство здравоохранения РФ Официальный портал Тюменской области Департамент здравоохранения Тюменской области Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования РФ Интернет-портал о здоровом образе жизни Загс Тюменская область - территория здоровья ТюмГМУ